К.А.Гайлис
ДВЕ ВСТРЕЧИ С ЛЕНИНЫМ В 1917 ГОДУ1
На Всероссийский съезд Советов2 я был избрал Валмиерским Советом рабочих и солдатских депутатов, в который входили также стрелки размещенного в окрестностях Валмиеры латышского стрелкового запасного полка. Валмиерский Совет к тому времени уже стал большевистским, и оба избранных на Всероссийский съезд делегата были большевиками. Я же среди делегатов-большевиков оказался единственным латышским стрелком, так как от XII армии, в которой выборы организовывал пресловутый меньшевистский Искосол XII3, ни один большевистски настроенный стрелок на съезд не попал.
В. И. Ленин, всегда искавший общения с массами, захотел поговорить о латышских стрелках с единственным представителем стрелков — большевиком, оказавшимся на съезде Советов в составе немногочисленной тогда большевистской фракции.
Не могу сказать, произошел ли разговор с В. И. Лениным до или после того как В. И. Ленин на съезде в реплике в адрес Церетели, который в своей речи заявил, что «нет в России политической партии, которая выразила бы готовность взять власть целиком на себя», произнес свою знаменитую фразу: «Есть!»4 Во всяком случае, специально разговор о латышских стрелках В. И. Ленин, постоянно интересовавшийся во время работы I съезда депутатов положением на местах, завел после того, как пришла весть о принятии всеми латышскими стрелковыми полками большевистских резолюций.
В. И. Ленина в основном интересовали вопросы, что представляют собой латышские стрелки, на чем основан их большевизм и насколько он глубок...
Разговор закончился тем, что В. И. Ленин признал, что большевизм латышских стрелков покоится на прочной основе и жаль, что таких полков мало.
В напряженные дни, когда происходил съезд Советов5, штурм Зимнего дворца и красногвардейцы, матросы и др. сражались с юнкерами и контрреволюционно настроенными воинскими частями под Гатчиной, я работал в штабе Военно-революционного комитета (в так называемом штабе Подвойского) и застрял в Петрограде, так как железные дороги перестали работать — меньшевистско-эсеровский Викжель6 объявил железнодорожную забастовку.
Как раз в то время, когда я направился к тов. Подвойскому, чтобы убедить его, что во вверенном мне отделе штаба, имевшем задачу организовывать передвижение войск по железной дороге, нечего делать, так как войска передвигались всякими иными способами, но только не по железным дорогам, навстречу мне из своего кабинета вышел Подвойский. Мою попытку рассказать о делах передвижения войск он перебил заявлением, что у Владимира Ильича возникла идея призвать на помощь рабочим и солдатам Петрограда латышских стрелков. Поступили сведения о попытке контрреволюционного армейского командования собрать в районе Луги контрреволюционные части для наступления на Петроград (впоследствии оказалось, что из этой попытки ничего не вышло) и что Владимир Ильич имеет намерение двинуть против них латышских стрелков. Во время этого разговора, происходившего в 77-й комнате Смольного, появился сам Владимир Ильич Ленин. Изложив в кратких словах суть дела, Владимир Ильич поставил вопрос: пойдут ли латышские стрелки на помощь петроградским рабочим. Я ответил, что в этом не может быть сомнений, так как латышские стрелки сознают, что судьба социалистической революции решается в Петрограде, а не в Латвии. После этого В. И. Ленин, считая вопрос принципиально ясным и решенным, стал уточнять некоторые детали, для чего зашел вместе с Подвойским и мною в соседнюю комнату, где работал Антонов-Овсеенко. Договорились о посылке вначале одного полка. Пожелав счастливого пути, В. И. Ленин наказал ежедневно посылать информацию с нарочным.
Поскольку железные дороги еще не работали, В. И. Ленин отдал В. Д. Бонч-Бруевичу распоряжение приготовить автомашину, снабдив ее достаточным для поездки до Цесиса запасом бензина, с тем чтобы я, как только машина будет подготовлена, немедленно отправился в путь (разговор происходил уже поздним вечером). Пока приводили в порядок машину, стало известно, что по балтийской линии через час пойдет первый поезд в сторону фронта. Обрадовавшись этому известию, мы оставили мысль о дальнем путешествии на автомашине, которая теперь нужна была только до Балтийского вокзала. Бонч-Бруевич, кажется, снабдил меня деньгами на дорогу, и через час я уже лежал в поезде на самой верхней полке жесткого вагона.
«Lielci Oktobra socialistiska revolUctja. uti cirzemju miUtarci intervencija Latvija»,
Рига, 1957, стр. 261—265.
Примечания:
1 Отрывки из «Воспоминаний о подготовке и ходе Октябрьской революции в Латвии». Заголовок дан составителями. Ред.
2 Речь идет о 1 Всероссийском съезде Советов, состоявшемся в июне 1917 года в Петрограде. Ред.
3 Исполнительный комитет Совета солдатских депутатов XII армии. Ред.
4 В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 32, стр. 267. Ред.
5 Речь идет о II Всероссийском съезде Советов. Ред.
6 Всероссийский исполнительный комитет профсоюза железнодорожников. Ред.